Обучение » Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп » Программа обучения
Программа обучения
Идет набор в 2 группы: стартующую в марте 2025 года (обучение в формате декадников, могут учиться как жители Санкт-Петербурга, так и других городов) и в сентябре 2025 года (обучение по выходным и в вечернее время для проживающих в Санкт-Петербурге). Для участия в программе необходимо пройти конкурсный отбор, собеседования уже идут, подробнее здесь.
Общий объем 1450 академических часов, из них 1209 аудиторных часов* **
Первый год обучения (450 часов)
I. Введение в практику консультирования. Тренинги и семинары (164 часа)
Цели и задачи курса: Освоение теоретических и методических основ психологического и психотерапевтического консультирования в гуманистическом и экзистенциальном подходах. Формирование профессиональной позиции. Знакомство с этическими принципами. Освоение базовых навыков консультирования и психотерапевтического взаимодействия. Построение сообщества.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах.
Содержание:
- Понятие о предмете: что такое психологическое консультирование. Консультирование и психотерапия: общее и различия. Теоретические и методические основы гуманистического и экзистенциального подходов. Основные направления, задачи и методы психологического консультирования. Особенности обучения через практику- тренинг. Формирование профессиональной идентичности консультанта в гуманистическом и экзистенциальном подходах. Этические нормы, профессиональная ответственность и профессиональные границы. (20 часов)
- Практические навыки консультирования и их интеграция в групповом и парном взаимодействии: словарь чувств, отражение чувств, перефразирование, рефлексия собственных переживаний, присоединение чувств к содержанию, рефрейминг, обратная связь, понимание как принятие, эмпатия, невербальная коммуникация. (40 часов)
- Знакомство с этапами (стадиями) процесса консультирования: построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между проблемой и ситуацией, контракт и переформулирование контракта, интеграция опыта. (32 часа)
- Консультирование как процесс, практическая проработка этапов консультирования. Возможные стратегии и тактики, оценка эффективности. (24 часа)
- Понятие психологического кризиса. Помощь при кризисных состояниях: острое горе, утрата, суицидальные состояния. Специфика телефонного консультирования. Подготовка к практике на телефоне экстренной психологической помощи под супервизорским наблюдением. (48 часов)
II. Супервизорство (153 часа)
Цели и задачи курса: знакомство с различными видами супервизорской практики. Овладение методами и навыками эффективной профессиональной само- и взаимопомощи. Получение опыта отношений в супервизии. Знакомство с профессиональными и этическими нормами супервизорской практики.
Методы: минилекции, общегрупповые упражнения, демонстрационные сессии, обсуждения в группе, ролевые игры с обратной связью, моделирование фрагментов консультативных сессий, упражнения в парах и малых группах, включенная супервизия.
Содержание:
- Введение в практику супервизии. Цели, задачи, формы и виды супервизии. Границы супервизии, роль супервизора. Структура супервизорской сессии. (20 часов)
- Работа в репетиторских группах. (48 часов)
- Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
- Работа в супервизорских группах. (20 часов)
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. (5 часов)
III. Самостоятельная работа (53 часа)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психологическом консультировании.
Содержание:
-
Описание сессий и обсуждение сессий с куратором. (15 часов)
-
Письменная работа по итогам первого этапа обучения на тему: «Профессионально-этические вопросы в практике консультирования и психотерапии». Обсуждение работы с куратором. (15 часов)
-
Работа с литературой. (23 часа)
IV. Динамическая группа личного и профессионального развития (36 часов)
Цели и задачи: предоставление возможности для работы с личными затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, с целью уменьшения влияния дистрессов консультанта на клиента; приобретение опыта участия в динамической группе.
Методы и содержание:
-
Учебно-методическая группа экзистенциального опыта. (Двенадцать сессий общей продолжительностью 36 часов).
V. Основы общей и частной психопатологии (48 часов)
Цели и задачи курса: знакомство с историей и современным состоянием представлений о психических расстройствах, синдромах и заболеваниях, подходами и принципами классификации психических расстройств; сопоставление медицинского и психологического терапевтических подходов.
Методы: лекции и семинарские занятия; работа с литературой; анализ историй болезни пациентов и клинического опыта студентов; групповые дискуссии, ролевые игры.
Содержание:
Семиотика психических расстройств, диагностические критерии, диагноз в психиатрии, классификационные системы, психологическая и медицинская парадигмы, сотрудничество психолога и психиатра, возможные виды психологической помощи, возможности и ограничения в работе психолога, организация психиатрической помощи, закон РФ о психиатрической помощи, психиатрия и права человека, история психиатрии, психофармакология.
Второй год обучения (480 часов)
I. Психотерапия. Тренинги и семинары (204 часа)
Цели и задачи курса: Знакомство с основными понятиями феноменологического метода и принципами экзистенциальной терапии. Освоение принципов построения терапевтических отношений в гуманистическом и экзистенциальном подходах. Развитие базовых психотерапевтических навыков и формирование профессиональной позиции; интегрирование знаний, навыков и опыта в профессиональную психотерапевтическую практику. Формирование навыков осознания собственных переживаний, выборов и действий как терапевта в процессе психотерапевтической работы.
Методы: лекции, демонстрационные психотерапевтические сессии, групповые дискуссии, упражнения, направленные на получение профессионального и личностного опыта, ролевые игры, работа в парах и малых группах.
Содержание:
-
Основные принципы гуманистического и экзистенциального подходов. Введение в экзистенциальную терапию. (20 часов)
-
Экзистенциальная философия и принципы феноменологического метода. (24 часа)
-
Терапевтическая позиция экзистенциального психотерапевта. Освоение ключевых понятий. (50 часов)
-
Профессиональная этика экзистенциального психотерапевта (10 часов)
-
Терапевтические отношения в экзистенциальной перспективе. Сеттинг. Психотерапевтическая сессия: структура, границы и
ответственность. Терапевтическое принятие, вызов и поддержка в терапии. Работа с интенсивными переживаниями. Актуализация, осознание и принятие опыта в терапевтической работе. (40 часов)
-
Понимание бессознательного в гуманистическом и экзистенциальном подходах. Психологические защиты, перенос, контрперенос. Сновидческая реальность, фантазии и воображение в терапии. Воплощенность бытия: понимание телесности в экзистенциально-феноменологической перспективе. Интеграция опыта. (60 часов)
II. Супервизорство в психотерапии (152 часа)
Цели и задачи курса: супервизорство в индивидуальной терапии и консультировании. Развитие навыков эффективной профессиональной взаимопомощи. Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Методы и содержание:
-
Работа в репетиторских группах. (48 часов)
-
Работа с клиентами под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
-
Работа в супервизорских группах. (40 часов)
-
Просмотр видеоматериалов. (4 часа)
III. Самостоятельная работа (100 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами в психотерапии. Освоение навыка психотерапевтического описания клинических случаев.
Содержание:
-
Описание случаев с анализом терапевтического процесса, обоснованием терапевтического понимания клиента, терапевтических отношенний и собственных действий, и обсуждение их с куратором. (40 часов)
-
Написание реферата на выбранную тему с последующим обсуждением. (30 часов)
-
Написание автобиографического исследования. (30 часов)
IV. Групповая терапевтическая работа (24 часа)
Цели и задачи: продолжение и углубление личного терапевтического опыта, проработка личных затруднений, возникающих в процессе обучения и накопления профессионального опыта, получение личного опыта групповой психотерапии, уменьшение влияния дистрессов психотерапевта на клиента.
Методы и содержание:
1. Групповая психотерапия. (24 часа)
Третий год обучения (520 часов)
I. Ведение групп. Тренинги и семинары (175 часов)
Цели и задачи курса: Освоение феноменологических принципов в работе с группами. Формирование системного видения работы с группами, семьями и парами: изучение современных подходов, принципов и методов оказания помощи семьям; освоение основных моделей и практических методов работы с семьями и парами. Освоение теоретических и методических основ разработки и ведения тренинговых программ и групп поддержки; формирование профессиональных представлений о роли ведущего группы в рамках экзистенциального и гуманистического подходов; овладение навыками и умениями, необходимыми ведущему терапевтической, тренинговой группы и групп поддержки; получение опыта фасилитации группового процесса.
Методы: лекции, групповые дискуссии и групповой диалог, работа в малых группах; анализ личного опыта; практика группового лидерства; моделирование и методические разборы групповых ситуаций, наблюдение за сессиями семейной терапии и динамическими группами с последующим обсуждением; анализ видеоматериалов групповой работы.
Содержание:
- Понятие группы; феноменология группы; основные направления групповых форм психологической работы. (10 часов)
- Терапия пар и семей. Основные модели и практические методы работы. Структурный и функциональный аспекты семейной системы; дисфункции и роль симптома; «идентифицированный пациент»; особенности терапевтического взаимодействия с семьей; циркулярное интервью; генограммное интервью. Детско-родительский опыт в системе отношений. (60 часов)
-
Построение тренинговых программ и ведение тренинговых групп. Различия между тренинговыми и терапевтическими группами; структура и содержание тренинговых групп; системный подход в работе с группами; стадии тренингового процесса. Алгоритм создания тренинговой программы, пошаговая практическая проработка каждого этапа. (40 часов)
- Работа с групповым процессом. Понятие группового контекста, «поля группы». Групповые нормы и правила; групповые защитные механизмы. Фазы группового процесса. Понятие группового диалога. Роль ведущего группы; лидерство и ответственность; построение группового пространства, отработка навыков групповой работы. Обсуждение заключительных практических работ (65 часов)
II. Супервизорство (203 часа)
Цели и задачи курса: супервизия супружеской и семейной терапии. Супервизия разработки и проведения тренинговых программ. Получение навыков супервизии работы с группой.
Методы и содержание:
-
Работа в репетиторских группах. (72 часа)
-
Ведение групп под супервизорским наблюдением (практика). (60 часов)
-
Наблюдение за групповой работой с последующим обсуждением. (66 часов)
-
Просмотр видеоматериалов (5 часов)
III. Самостоятельная работа (106 часов)
Цели и задачи: осмысление концептуальных основ осваиваемых практических навыков, развитие способности к наблюдению и рефлексии, знакомство с различными подходами к групповой работе. Подготовка и проведение тренинга, разработанного по заранее выбранной теме.
Содержание:
-
Разработка и написание макродизайна собственного тренинга по выбранной теме с кураторской поддержкой. (102 часа)
-
Проведение фрагмента собственного тренинга. (4 часа)
IV. Группа экзистенциального опыта (24 часа)
Цели и задачи: задачи: личностная работа с затруднениями, возникающими в процессе обучения и накопления профессионального опыта, знакомство с методами интенсивной групповой работы.
Методы и содержание:
-
Группа экзистенциального опыта. (24 часа)
V. Интегрирующий семинар (12 часов)
Цели и задачи: отражение трехлетнего опыта обучения. Осознание и присвоение изменений в профессиональной и личной сфере.
Методы и содержание: групповой диалог студентов и преподавателей.
* Для участников программы, проводимой декадниками, проживающих за пределами Санкт-Петербурга, 1056 аудиторных часов.
** Дополнительно к Программе каждый слушатель обязан проходить 20 сессий индивидуальной терапии ежегодно (60 часов за три года) и 15 сессий индивидуальной супервизии за три года обучения. Обращаем внимание, что индивидуальная терапия и индивидуальная супервизия не включены в стоимость обучения.
Расписание ближайших событий