Ближайшие события

Лекция "Память <-> Нарратив <-> Травма. О чем говорит/молчит пост-травматический субъект"

Лекция "Память <-> Нарратив <-> Травма. О чем говорит/молчит пост-травматический субъект" (онлайн).

Ведущая: Наталья Артеменко

1 июня 2020 года с 19.00 до 21.00

Наталья Артеменко – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Философия и психотерапия» (Бирштонас, HEPI); переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (гранты); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

Есть такие понятия и термины, приверженность эпохи к которым работает как маркер исторического времени, его «диагноз». Для нашего времени, которое примеряет на себя конец эпохи, такими понятиями, безусловно, оказываются понятия «память» и «травма». Эти два понятия прочно соединились в сознании не только исследователей истории, но и в повседневном сознании современного человека, что заставляет П. Нора сказать: «Мы живем в эпоху всемирного торжества памяти»1. При этом мы должны понимать, что любая память небеспристрастна и определяется тем, что в нее отбирается, и что из нее исключается. Это отбираемое или исключаемое может быть как активностью со стороны того или тех, кто отбирает или исключает, так и пассивностью, то есть вытесненностью, не осознаваемой теми, кто в этом отборе участвует. В последнем случае все чаще говорят о травме памяти, о различных травмах, так или иначе связанных с разными подходами к прошлому и разными практиками памятствования. Память выражается, оседает в нарративах, в которые наиболее травматические события могут вытесняться. К. Карут обращает внимание на то, что память работает в травме особым образом, мы, скорее, имеем дело с парадоксом: «…о том, кто выжил несмотря ни на что, вряд ли можно сказать, что у него “есть память”; те, кто пережили катастрофическое событие, оказываются скорее носителями истории, которая им не вполне принадлежит»2. Травма разрывает цельность биографического нарратива, взламывает и опрокидывает все способы конституирования идентичности, требует радикальной «пересборки» субъекта, в результате которой этот травматический опыт мог бы быть освоен и включен как часть нарративной идентичности. Являясь «провалом» памяти, ее какой-то значимой неудачей, травма предлагает опыт становления себя другим, опыт, подразумевающий радикальную трансформацию субъективности. Исследования травмы (trauma studies) являются сегодня неотъемлемой частью интеллектуального поля и работают с наиболее актуальными и болезненными моментами современных социальных процессов.

Мы поговорим о «новой памяти»/плюрализме памяти (memory studies), о нарративных практиках памяти, о связи памяти и травмирующего события или травмирующего воспоминания, о темпоральном режиме травмы, а так же о современном пост-травматическом субъекте – носителе каталептического сознания, который оказывается распят между постоянно длящейся болью (то, что не перестает создавать боль, остается в памяти) и силой забвения, как механизмом защиты.

Лекция включает в себя основную лекционную часть и время на дискуссию.

Стоимость участия - 400 рублей. Для оплаты ознакомьтесь с письмом-офертой.

Зарегистрироваться на мероприятия можно здесь.

Встреча пройдет на площадке ZOOM, ссылка на мероприятие будет отправлена в день встречи на указанную в форме регистрации электронную почту.

1Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2.

URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/vsemirnoetorzhestvo-pamyati.html

2 Карут К. Травма, время, история // Травма: пункты: Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2009. C. 562.

2020-05-19

Новости

Другие события